Паскаль Блез 19.06.1623 – 19.08.1662 выдающийся французский мыслитель, математик и ученый. Блез Паскаль родился в Клермон-Ферране в семье юриста, интересовавшегося естествознанием и математикой и давшего своим детям широкое и глубокое образование. У Паскаля очень рано проявились математические способности. В 12 лет он освоил "Начала" Евклида. Уже в 16 лет он написал оригинальное сочинение о конических сечениях, где использовал метод Дезарга для доказательства одной из основных теорем проективной геометрии. В 1645 г. он разработал арифметическую машину для автоматизации вычислений — прообраз современных компьютеров. В области теории чисел Паскаль установил общий признак делимости любого целого числа на любое целое число, а также изобрел арифметический треугольник («треугольник Паскаля»), позволяющий легко подсчитывать биномиальные коэффициенты. Ввиду хронически слабого здоровья, Паскалю был дан совет несколько снизить интенсивность научных занятий и попытаться время от времени отдыхать и жить в Париже. Паскаль на какое-то время увлекается свободной и фривольной жизнью парижской знати. В 1653 г. он познакомился с шевалье де Мере, разгульным аристократом, любителем азартных игр. Тот ввел Паскаля в круг игроков. Возможно, из желания лучше разобраться с этими играми и больше выиграть Паскаль занялся математической теорией игр, из которой выросла в конечном счете целая новая область математики – теория вероятностей. Переписка Паскаля и Ферма на эту тему составила важную страницу истории математики. К концу 1640-х гг. относится и увлечение Паскаля проблемами аэро- и гидростатики. Исследования Паскаля по гидростатике начались после того, как он узнал об опытах Торричелли. Часто бывает так, что тот или иной эксперимент или теория занимают в истории физики более заметное место, чем полученные результаты. Так случилось и с опытами Торричелли и возникшей в связи с ними дискуссией о «боязни пустоты». Паскаль повторил опыты Торричелли, используя вместо ртути воду и вино и меняя форму трубок. Свои эксперименты Паскаль описал в небольшом сочинении в 1647 г. Там, в частности, появилось описание гидравлического пресса. Однако в этом мемуаре он не дал еще объяснения полученным результатам на основе идеи о существовании атмосферного давления. Только после того, как его родственник провел в 1648 г. опыт на горе Пюи-де-Дом, в ходе которого было установлено уменьшение атмосферного давления в зависимости от высоты местности над уровнем моря, Паскаль признал правоту объяснения Торричелли. Однако на этом исследования Паскаля по гидростатике не закончились. Он начал работу над большим трактатом на эту тему, который был закончен в 1654 г., но увидел свет лишь после смерти Паскаля в 1663 г. Именно в этом трактате Паскаль отчетливо высказал мысль о давлении внутри жидкостей и сформулировал названный его именем закон. В 1654 г. после ряда тяжких событий в его жизни (смерть отца, резкое ухудшение и без того слабого здоровья, тяжелая депрессия) Паскаль принимаетрешение поступить в монастырь янсенистов в Пор-Рояле (янсенисты – последователи голландского теолога К. Янсения, противопоставлявшего формальную веру истинной христианской вере, которая основана на высоких этических принципах). Руководство монастыря не препятствует и даже поощряет научные занятия Паскаля, но он больше уже ничего не публикует под своим именем до самой смерти. Гонения, которым подвергались янсенисты со стороны иезуитов, встретили отпор со стороны Паскаля. Он опубликовал под псевдонимом знаменитые "Письма к провинциалу" (1656-1657), в которых разоблачил казуистику и бесчестную мораль иезуитов. В 1658 г. Паскаль покинул монастырь янсенистов и последние четыре года вел жизнь аскета, работая над сочинением религиозно-философского содержания. Закончить его он не успел, сохранились лишь отдельные фрагменты, которые были изданы после смерти Паскаля под названием "Мысли". Именно благодаря этому сочинению Паскаль вошел в историю французской литературы. Паскаль умер после тяжелой болезни, сопровождавшейся страшными болями, в возрасте 39 лет. В "Мыслях", сочинении глубоко личном, содержащем размышления о человеческом страдании и вере в Бога, высказано примечательное убеждение в том, что вера в Бога рациональна. Это выражено в терминах игроков и поэтому называется «ставкой Паскаля»: если Бог не существует, то никто ничего не теряет, если все же поверит в него, но если Бог существует, то тот, кто в него не верит, может потерять все.